БАЗАРОВ (наст. фам. Руднев) Владимир Александрович


БАЗАРОВ (наст. фам. Руднев) Владимир Александрович
(27.07(8.08). 1874, Тула - 16.09.1939)
   философ, экономист, публицист. В 1892–1897 гг. учился в Московском ун-те; с 1896 г. в социал-демократическом движении; примыкал к его левому крылу; с 1904 г. - большевик; после революции 1905–1907 гг. сблизился с меньшевиками, Октябрьскую революцию встретил отрицательно. В 1922–1930 гг. работал в Госплане СССР, занимался переводами философской и художественной литературы. Был незаконно репрессирован. Философия Б. представляет собой разновидность «философии пролетарской борьбы» (при иных акцентах она выступала как «философия практики», «философия действия», «философия коллективизма»), понимаемой в качестве познавательного орудия в производственно-трудовом взаимодействии с природой, в изменении общественной среды, в т. ч. хода исторического развития, путем активного вмешательства отдельных людей, партий и классов. Исходя из такого представления, Б. считал «первым фронтом» своей философской борьбы критику «идеалистической метафизики», «отвлеченного идеализма», занятых созерцанием или познанием «общего» (таковыми он считал «гносеологический абсолютизм» И. Канта, а также взгляды В. С. Соловьева, Бердяева, П. Б. Струве и др.). «Второй фронт» для Б. - борьба с «догматическим материализмом»: первоначально главным объектом его критики стал «иероглифический» материализм Плеханова и нек-рые философские идеи Ф. Энгельса, а после выхода в свет кн. «Материализм и эмпириокритицизм» - взгляды Ленина на философские проблемы, и в первую очередь на теорию отражения, к-рые Б. квалифицировал как «самокопийный» материализм. В качестве главных философских авторитетов для Б. выступали «критические позитивисты» Э. Мах и Р. Авенариус; опирался он также на гносеологические идеи А. Бергсона и прагматизм. Для философской концепции Б. характерна интерпретация теоретико-познавательных вопросов исходя из «практической» т. зр. Назначение интеллекта, по Б., не познание мира, а его преобразование. Все орудия познания в той или иной мере условны. Понятия - служебный аппарат, конструкции, назначение к-рых дать схему, облегчающую познание мира; критерием истины является ценность, зависимая от той цели, для к-рой познавательная категория применяется. В духе концепции «без субъекта нет объекта» Б. доказывал, что вне связи с человеческой практикой нет смысла говорить о природе как она есть «в себе», о единстве мира, об объективных формах его существования и законах развития. Уверенность в реальности внешнего мира он называл мистикой; пространство и время являются лишь «формами организации человеческого опыта». В сфере философии истории и социологии Б. стоял на позициях исторического материализма, модифицированного рядом позитивистских идей и включающего элементы биологизма и социал-дарвинизма. Вместе с тем Б. много писал о роли в историческом процессе производственных отношений, отстаивал идею вторичного, производного характера надстроечных форм и вместе с тем их активной роли в истории и т. д. Занимаясь в 20-е гг. политэкономическими проблемами, Б. не отказался от своей общей методологической позитивистской ориентации и постулировал необходимость разработки социологии в «энергетическом аспекте», включения исследований общественных явлений в «геофизику».
   С о ч.: Труд производительный и труд, образующий ценность. Спб., 1899; Авторитарная метафизика и автономная личность // Очерки реалистического мировоззрения. Спб., 1904; Анархический коммунизм и марксизм. Спб., 1906; Материал коллективного опыта и организующие его формы // Очерки философии коллективизма. 1909. Сб. 1; «Богоискательство» и «богостроительство» // Вершины. Спб., 1909. Кн. 1; На два фронта. Спб., 1910; Судьбы русского «идеализма» за последнее десятилетие // Из истории новейшей литературы. М., 1910; О философии действия // Современник. 1913. № 6, 7, 10; Энергетика и экономика // Базаров В. Капиталистические циклы и восстановительный процесс хозяйства СССР. М.; Л., 1927. С. 16–39.
   Л и т.: История философии в СССР. М., 1971. Т. 4. С. 188–189.
   В. Ф. Пустарнаков

Русская Философия. Энциклопедия. . 2015.

Смотреть что такое "БАЗАРОВ (наст. фам. Руднев) Владимир Александрович" в других словарях:

  • БАЗАРОВ (наст. фам. Руднев) Владимир Александрович — (27.07(8.08). 1874, Тула 16.09.1939)  философ, экономист, публицист. В 1892 1897 гг. учился в Московском ун те; с 1896 г. в социал демократическом движении; примыкал к его левому крылу; с 1904 г. большевик; после революции 1905 1907 гт. сблизился …   Русская философия: словарь

  • БАЗАРОВ Владимир Александрович — БАЗАРОВ (наст. фам. Руднев) Владимир Александрович (1874 1939) российский философ и экономист. Социал демократ (с 1896); в 1910 х гг. сторонник эмпириокритицизма. Вместе с И. И. Скворцовым Степановым перевел Капитал Маркса (т. 1 3, 1907 09).… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Базаров Владимир Александрович — (настоящая фамилия Руднев) (1874 1939), философ и экономист. Социал демократ (с 1896); в 1910–х гг. сторонник эмпириокритицизма. Вместе с И. И. Скворцовым Степановым перевёл «Капитал» К. Маркса (т. 1 3, 1907 1909). Необоснованно репрессирован. *… …   Энциклопедический словарь

  • Базаров Владимир Александрович — (наст. фам. Руднев; 1874–1939) – рус. философ и экономист. Социал демократ с 1896. Сторонник эмпириокритицизма. Вместе с И.И. Скворцовым Степановым перевел «Капитал» Маркса (т. 1–3, 1907 09). Репрессирован; реабилитирован посмертно …   Энциклопедический словарь псевдонимов

  • БАЗАРОВ — (псевд. Ρ у д н е в а, Владимира Александровича) [27 июля (8 авг.) 1874 – 16 сент. 1939] – рус. философ и экономист, социал демократ. Во время революции 1905–07 примыкал к большевикам. В годы реакции отошел от большевизма, пропагандировал… …   Философская энциклопедия

  • Базаров В. А. — БАЗÁРОВ (наст. фам. Руднев) Владимир Александрович (1874–1939), философ и экономист, социал демократ (с 1896), соединявший марксизм с теорией познания эмпириокритицизма (махизма). Вместе с И. И. Скворцовым Степановым перевёл на рус. яз.… …   Биографический словарь